— Таможенный интегратор.
Формализация таможенных
и иных документов.

8 495 760-81-33
142000, Московская область,
г. Домодедово, микрорайон Северный,

ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б»
Схема проезда
ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б» 142000 Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, микрорайон Северный 8 495 760-81-33

«Три кита» электронного декларирования – предварительное информирование, удаленное декларирование, удаленный выпуск

«Три кита» электронного декларирования – предварительное информирование, удаленное декларирование, удаленный выпуск

Электронное декларирование, наконец, перестает быть чем-то экзотическим и становится просто удобным способом работы. Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах. Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время.  О плюсах и минусах системы делится своими размышлениями с нашим журналом Генеральный директор ООО «ИнтелСервис» Владимир Пирог.

 

 

Чтобы понимать всю суть технологии таможенного декларирования через Интернет, необходимо сначала точно определиться в терминах.  Можно сказать, что Интернет-декларирование - это следующий этап развития технологии электронного декларирования. Согласно этой технологии взаимодействие с таможенными органами происходит посредством сети Интернет и определяется жестким сценарием, описанным в специальных документах ГНИВЦ ФТС России (находящихся на сайте по адресу: http://customs.ru/ru/electronic_declaring/specification_interface/); участники процесса однозначно определены благодаря ЭЦП (Электронной цифровой подписи); все действия и этапы протоколируются.

Понятно, что технология получила общепринятое бытовое наименование «Интернет-декларирование» именно потому, что взаимодействие с таможней (декларирование, информирование, предоставление данных и тд.) осуществляется техническими средствами глобальной сети Интернет.

Несколько лет тому назад ФТС России уже опробовала технологию электронного взаимодействия с участниками ВЭД.  По своей сути это был регламентированный «информационный мостик», благодаря которому локальная сеть таможенного поста и участник ВЭД могли взаимодействовать. Использовалась специализированная программа, которая могла передавать данные на таможенный пост, и соответственно, таможенный пост мог их получать. Под данными понимались такие документы, как электронная копия ГТД (формализованного вида), необходимая для загрузки в систему таможенного поста, и ряд сопроводительных документов (обычно графического формата), необходимых для сопровождения процедуры таможенного оформления.

По результатам внедрения были подмечены недочеты и сделаны определенные выводы о плюсах и минусах такой технологии.  К несомненным плюсам отнесли, что благодаря этому новому способу взаимодействия с участниками ВЭД ускоряется процесс таможенного оформления, в том числе из-за использования декларантом наработанного архива документов; появляется возможность проводить таможенный контроль в автоматическом режиме; используется безбумажная система оформления. Как положительный момент оценили и полную прозрачность процесса таможенного оформления в  режиме онлайн.

К минусам же технологии отнесли то, что для возможности работы необходимы очень скоростные каналы связи, чтобы передавать мегабайты графических файлов,  что существует всего один разработчик программного продукта и что протокол взаимодействия ограничивается лишь конкретным программным продуктом. Кроме того, все равно осталась необходимость физического присутствия декларанта на месте оформления (весьма немногие могли себе позволить выделенный канал связи с ЦТУ). 

 

 

Плюсы технологии ЭД1

Минусы технологии ЭД1

Новый способ взаимодействия с участниками ВЭД

Необходимость очень быстрых каналов связи

Ускорение процесса таможенного оформления благодаря использованию декларантом наработанного архива документов

Наличие всего одного программного продукта

Понимание процесса таможенного оформления в режиме онлайн

Необходимость физического присутствия декларанта

 

Вся описанная технология так и называлась «электронное декларирование». Сегодня же многие специалисты называют ту, первую, технологию сокращенно ЭД1, то есть, Электронное декларирование версии 1.

 

Сделав соответствующие выводы из результатов внедрения ЭД1, в ФТС России предложили новую концепцию электронного взаимодействия с участниками ВЭД основанную на следующих принципах:

 

- принцип открытого протокола взаимодействия;

- принцип формализации предаваемых данных;

- принцип централизованного доступа.

 

Разберемся, что все это значит.

 

Принцип открытого протокола – это возможность того, что программы для взаимодействия участника ВЭД и таможенных органов может писать любая компания, которая, обладая необходимыми знаниями в области проектировки информационных систем и программировании, может скачать с сайта ФТС России документацию, создать программный продукт для взаимодействия с таможенными органами.

Принцип формализации передаваемых данных – это заранее описанный в формате XML (расширенный язык разметки текста) набор документов, необходимых для таможенного оформления. Сборник форматов разного рода документов получил название «Альбом форматов». Другими словами, теперь все документы должны представлять собой не графический файл, а четко размеченный текстовый документ, и благодаря такой организации всегда ясно значение того либо другого поля документа, полученного от любой из сторон процесса таможенного оформления.

Принцип централизованного доступаэто возможность всех заинтересованных сторон принять участие в процессе обмена данными посредством глобальной сети Интернет при соблюдении четко оговоренных правил подключения, сведенных в один руководящий документ - "Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".

В результате была создана площадка для появления технологии ЭД2, то есть Электронное декларирование версии 2. И эту версию все мы называем довольно часто «Интернет -декларирование».

 

На сегодняшний день компания «ЦоллРу» и группа компаний ОТЛК имеют свое видение на развитие информационных  технологий в области таможенного дела. Мы выделяем здесь три направления, которые развиваются параллельно, но являются не взаимозамещающими технологиями, а взаимодополняющими.

Первое – это технология предварительного информирования. То есть, это  система, благодаря которой планируемая поставка на перемещение товарной партии заявляется участником ВЭД заранее, и при этом сразу пересылается максимальное количество информации, которую можно предоставить таможенному органу посредством взаимодействия с Федеральной таможенной службой, оговоренного протоколом взаимодействия, опубликованном в уже упоминавшемся «Альбоме форматов».

Как до этого происходило таможенное оформление? - Транспортное средство приходит на  внутренний таможенный пост, и начинается головная боль брокера. Брокер и декларант в связке, или сам декларант, если участник ВЭД самостоятельно осуществляет эту деятельность, за шесть часов выдают объем работы, который теперь можно распределить во времени именно с применением технологии предварительного информирования.

 Например, такие документы как TIR, CMR, инвойс могут быть подготовлены заранее в формализованном виде и поданы в таможенный орган. И эти документы можно использовать повторно, - то есть при подаче декларации, опять же формализованной в рамках процедуры интернет-декларирования, можно указать ссылку на эти документы. И таможенный инспектор, увидев этот документ, сэкономит, во-первых, свое время, затрачиваемое на формализацию,  во вторых, время декларанта, потому что документ будет уже проверен.

Кроме того, для участников ВЭД будет, например, возможно ввести систему рейтингов. Если участник ВЭД регулярно предоставляет правильно все данные, если его документы не различаются с фактической бумажной копией документов – вес такого документа выше, и инспектор, принимающий решение о выпуске товара, может ориентироваться непосредственно на таких грамотных участников ВЭД, которые не сводят процесс таможенного оформления к шести часам работы в один день, а разворачивают его за неделю. Обычно участники ВЭД за неделю уже знают о поставках и готовы предоставлять такие документы.

Это теоретическая часть вопроса в общей концепции предварительного информирования. Есть и практическая. На сегодняшний день ощутимо не хватает глобального портала, скорее всего, web-портала, где каждый участник ВЭД может взаимодействовать с таможенными органами в рамках процесса предварительного информирования.  Компании «ЦоллРу» и ОТЛК ставят перед собой задачу предоставить такой портал, чтобы наши клиенты могли спокойно получить безопасный доступ через веб-страницу и заполнить формы документов. Это можно будет сделать и вводя информацию вручную, - и, используя конвертеры, переформатировать структурированные данные, например Эксель, или Ворд, или другие доступные форматы, в такой формат, какой будет необходим для предоставления информации в ФТС России. Соответственно, такой портал даст возможность развивать технологии предварительного информирования, что сократит время работы, позволит планировать ее и избегать аврала и очередей.

Вторая технология – это технология электронного декларирования. Интернет-декларирование версии 2, как называют это профессионалы. Это информационный транспорт передачи данных от любого участника ВЭД в таможенный орган, на котором будет осуществляться таможенное оформление. Благодаря этому транспорту, этому способу подключения, оговоренному в Приказе ФТС России от 24 января 2008 г. №52, участник ВЭД получает возможность подавать декларацию без непосредственного физического нахождения на таможенном посту. Кроме того, участник ВЭД может таким образом подать все сопроводительные документы к декларации, какие есть. Это порядка 150 документов, среди которых непосредственно ЭГТД, TIR, CMR, инвойс, они оговорены в «Альбоме форматов», который нам предоставляет ГНИВЦ ФТС России.

Эта технология используется посредством сети Интернет, которая есть сейчас в каждом офисе. Тут можно провести простое и понятное сравнение. Каждая компания сейчас пользуется банк-клиентом. В середине 90-х это был просто прорыв. Не надо было больше возить документы или  задействовать курьеров. Сейчас происходит примерно то же самое в таможенном деле.

ФТС России принимает документацию в формализованном виде. Очень важно, что это не один какой-то программный продукт, а лишь формат, оговоренный и выложенный на сайте ГНИВЦ ФТС России, в рамках которого множество разработчиков могут разработать свой программный продукт, сертифицировать его и предоставить пользователям. Соответственно, мы имеем здоровую конкуренцию, удобные продукты, флагманы из них – это Альта-ГТД, ВЭД-Декларант расширенная версия, и так далее. Есть и бесплатные продукты, например разработка санкт-петербургского института ЛЭТИ – «Комплекс программных средств по оформлению деклараций. Декларант».

Соответственно, группы компаний выдают программы, которые могут подготавливать информацию и в рамках оговоренных процедур передавать ее в таможенные органы. Но передавать – это полдела, здесь еще очень важно, что вся таможенная процедура алгоритмизирована. Каждый шаг расписан в типовом бизнес-процессе,  который в любой компании всем, кому это необходимо, будет понятен. Подача декларации – открытие процедуры – ответ инспектора – запрос документов и так далее. Это тот редкий случай, когда вопросов к таможенной службе не должно возникать ни у кого, настолько всё четко прописано.

Есть и обратная сторона медали. На сегодняшний день не все процедуры у нас могут быть так оформлены. Например, имеются некоторые сложности с импортом, для оформления которого надо вносить корректировку таможенной стоимости. Но нужно учитывать, что это живой формат, и он сейчас дорабатывается. Очень важно, что это не просто программный продукт, а формат взаимодействия, и он эволюционирует, в том числе по итогам запросов, которые пользователи пишут в ГНИВЦ ФТС России.

Тем временем вовлекаются новые участники. Очень важно, что на базе ОТЛК и «ЦоллРу» создан на безвозмездной основе обучающий комплекс, на котором можно посетить семинар, понять, как работает технология, пообщаться с опытными участниками ВЭД и с сотрудниками Каширского таможенного поста, познакомиться со всеми программными продуктами, которые сейчас имеются, выбрать для себя наиболее приемлемый.

            Третья часть – это технология удаленного выпуска. Процедура выглядит достаточно красиво и элегантно. Приграничный таможенный орган, на котором размещается транспортное средство, обрабатывает запросы, приходящие с внутреннего таможенного органа. Это работает примерно как электронная почта. Так же сотрудником внутреннего поста на приграничный пост высылается необходимый запрос о наличии транспортного средства в зоне контроля. Запрос подтверждается или опровергается. Каждый вопрос и ответ заверяется электронно-цифровой подписью сотрудника таможни – а копия ответа всегда высылается участнику ВЭД, и таким образом он тоже знает, где сейчас его транспорт. Получается очень удобное взаимодействие.

У участников ВЭД часто есть вопросы о системе управления рисками, досмотрах. Да, они есть, но они тоже алгоритмизированы. Если возникает необходимость досмотра, то представитель внутреннего таможенного поста шлет заявку на проведение досмотра, с указанием того, какой именно вид досмотра необходим, досмотровый инспектор проводит отработку этого запроса, заполняет акт досмотра, подписывает электронно-цифровой подписью и высылает на таможенный пост и, опять-таки, участнику ВЭД. То есть, мы видим, как процедура становится прозрачной – понятно, что, когда и где происходит с транспортом и грузом. Получается, что внутренний таможенный орган – это «голова», приграничный – «руки», отрабатывающие механические действия. А добросовестный участник ВЭД, правильно заполнивший документы и правдиво заявивший таможенную стоимость и характеристики груза, спокойно проводит свой бизнес.

Сотрудник таможни на приграничном таможенном посту не может отложить такой документ куда-то, а потом сказать, что он его не видел – созданный и отправленный документ регистрируется не только на конечном пункте, внутреннем таможенном посту и у отправившего его брокера – но и в самой системе, и в ГНИВЦе ФТС России. А затем документ должен быть рассмотрен в установленные приказом сроки: время выпуска декларации законодательно ограничено несколькими часами.

 

Эти три рассмотренные нами технологии могут существовать и раздельно. В принципе, сама их концепция была разработана таким образом, что они и были взаимодополняющими и существовали самостоятельно. Но мы стремимся рассматривать эту концепцию в целом, и работать с ней именно в таком ключе. Во всяком случае, несомненная жизнеспособность технологии вселяет в нас определенную уверенность.

Загрузок сегодня: 0 / Всего: 0 / Размер: Kb

Новости компании
ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б» 142000 Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, микрорайон Северный 8 495 760-81-33

6 декабря 2017 года в Москве состоялся IV Евразийский экономический конгресс. Представители России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана собрались для обсуждения практических вопросов евразийской интеграции, а также сотрудничества стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с государствами Ближнего Востока, Китаем, Индией и Европейским союзом...

ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б» 142000 Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, микрорайон Северный 8 495 760-81-33

Порядок перемещения товаров для личного пользования, предусмотрен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для ...

ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б» 142000 Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, микрорайон Северный 8 495 760-81-33

30 ноября в Перми состоялось торжественное открытие обновленного терминала городского аэропорта "Большое Савино". В мероприятии приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, полномочный представитель президента в ПФО Михаил Бабич, губернатор Пермского края Максим Решетников и председатель совета директоров «Новапорт» Роман Троценко...

Голосование
Достаточно ли подробно изложена информация о предоставляемых услугах?
ДА, исчерпывающе.
Нет, необходимо больше примеров.