Бизнес в рамках информационных технологий: нетехнологичным участникам ВЭД не останется места на рынке
Электронное предоставление сведений о товарах и транспортных средствах таможенным органам становится обыденным делом. Никого уже нельзя этим удивить – но у многих участников рынка по-прежнему возникает достаточно вопросов. Как всем этим пользоваться? Действительно ли это несложно и удобно? «Таможенное обозрение» предоставляет возможность высказаться тем, кто давно уже использует новые технологии в своем бизнесе и может поделиться опытом.
«Объединенная таможенно-логистическая компания» - комплексный оператор нового поколения в таможенном деле, имеющий собственный склад временного хранения, где успешно применяется технология электронного декларирования экспортно-импортных грузов с использованием Интернет - технологий (ЭД2). И сегодня мы беседуем с Генеральным директором «ОТЛК» Александром Малютиным. Разговор пойдет о процессе предварительного информирования – то есть, о передаче таможенным органам в электронном виде сведений о товарах и транспортных средствах, которые необходимы для открытия процедуры таможенного транзита до их прибытия на таможенную территорию России.
Александр, кому наиболее удобно пользоваться предварительным информированием?
Поскольку предварительное информирование является частью структурированного процесса электронного декларирования, данная технология ориентирована на участников ВЭД, которые тесно работают с транспортными компаниями, либо самостоятельно выполняют полный комплекс услуг, включая транспортную составляющую. Технология подразумевает тесное взаимодействие таможни и участников ВЭД.
Расскажите, для широкого круга наших читателей, о механизме этой технологии.
Механизм следующий: брокер, участник ВЭД или другие заинтересованные лица уведомляют Федеральную таможенную службу России посредством подачи уведомления в виде специализированного электронного документа установленного формата о планируемых пересечениях товарных партий через границу Таможенного союза. Это уведомление подается заранее, в нем содержится минимально необходимый объем данных для идентификации товарной партии, которым владеет участник ВЭД или транспортная компания.
С помощью данной технологии решаются такие задачи, как ускорение перехода таможенной границы, снижение времени оформления груза в таможенном органе. Особенно значимым оказывается то, что происходит планирование нагрузки на пункты перехода границы, и как следствие – возможность оптимизации логистических цепочек.
Для таможни главным идентификатором поставки является номер МДП (TIR CARNET). Иными словами, участник ВЭД информирует таможенный орган о том, что данная товарная партия будет ввозиться на таможенную территорию по конкретному TIR. Способ информирования – отправка в таможенный орган электронного документа, структура которого описана в Альбоме форматов ГНИВЦ ФТС России. Недавно на сайте ФТС России был запущен портал электронного предоставления сведений, где любое заинтересованное лицо может зарегистрировать учетную запись и использовать ее для подачи уведомлений о пересечении границы товарными партиями. Также, участник ВЭД может использовать для подачи уведомления механизмы, встроенные в специализированные программные средства для электронного декларирования.
Можно прибегнуть к услугам операторов, одним из которых является ОТЛК. Мы работаем в рамках процедуры предварительно информирования через штатные программные средства Альта-ПРО, и т.д. Непосредственно из программы можно завести минимальный пакет документов и открыть процедуру предварительного информирования.
Таким образом, решаются глобальные задачи государства и локальные задачи бизнеса. Повышается управляемость, достоверность данных и планомерность деятельности всех участников внешнеторговой деятельности, ускоряется процесс перехода транспортного средства или товарной партии через таможенную границу.
Какая локальная задача решается участниками ВЭД?
Внешний фактор заставляет участников ВЭД быть более дисциплинированными при планировании своих поставок.
Информация, заведенная единожды, не должна теряться и будет использоваться многократно в процессе дальнейшего электронного декларирования или в процессе уведомления площадки СВХ, на котором которое будет приниматься данное транспортное средство. Именно такая система организована на СВХ ОТЛК.
На самом деле, выгода здесь обоюдная. Мы заранее знаем о планируемой загрузке СВХ, исходя из анализа направленных нам данных предварительного информирования от получателей товаров и брокеров, взаимодействующих с нами, и это является неоспоримым плюсом для нашего бизнеса. Для получателей товаров, в свою очередь, направление предварительной информации – это ускорение оформления товарной партии с момента въезда в зону таможенного контроля и при помещении ее на склад.
Контрагенты, которые применяют технологию предварительного информирования, в ста процентах случаев идут на технологию ЭД-2 (электронное декларирование). Время от момента прихода машины до момента подачи декларации значительно сокращается. Но это все работает только при условии достоверности и нормальной дистрибуции данных.
Звучит заманчиво, но слишком идеально.
Да, в контексте данных задач, стоящих перед нами, есть некие мелочи, которые затрудняют возможность еще более эффективно применять предварительную информацию на СВХ. В случае, если произошла дистрибуция данных на площадку СВХ, мы не можем сразу, как хотелось бы, в момент въезда машины идентифицировать товарную партию по штрих-коду, нанесенному на TIR , так как документ находится в сейф-пакете, вскрывать который может только ответственное лицо таможни. Если бы штрих-код размещался в пункте пропуска на границе либо на сейф-пакете, либо на дополнительном экземпляре транспортной накладной, не вкладываемом в пакет, сотрудник таможенной охраны ОТЛК при въезде машины на терминал мог бы с использованием сканера в течение нескольких секунд осуществить пропуск транспортного средства в ЗТК. Все сведения по товарной партии автоматически выгрузились бы в систему учета, а к получателю товаров поступило уведомление о прибытии этих товаров. В этом был бы дополнительно еще один положительный момент и для таможни – усиление контроля за въездом транспортного средства с товаром в зону таможенного контроля. Но пока эта проблема есть, и ее нужно решать на уровне организации документооборота.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы у внедрения электронных интернет-технологий, и у предварительного информирования, в частности? Ведь некоторые участники ВЭД до сих пор настроены очень консервативно…
Технология внедряется повсеместно, это не эксперимент, это уже сегодняшний день. При сложившейся ситуации, когда сверху очень много административных рычагов давления, постоянно наращивается план, и те участники ВЭД, которые не способны в своей работе поддерживать принцип обмена данными с государственными структурами и со своими площадками, ТЛТ (таможенно –логистическими терминалами), скоро просто не смогут полноценно управлять своими логистическими цепочками из-за недостатка базовой информации о грузе, и через какое-то время будут вытеснены с рынка по причине их не неконкурентоспособности, неоперативности и неграмотности в сфере информационных технологий. А те компании, которые уже сейчас приняли правила игры, получат неоспоримое преимущество. И такие тенденции в настоящий момент мы уже замечаем.
С внедрением новых информационных технологий в таможне, бизнес стремится создавать новый, расширенный спектр услуг. Чем порадует своих клиентов ОТЛК?
Наша компания работает над совершенствованием таможенного сервиса ежедневно. На сегодняшний день применяемые и внедряемые в таможенных органах РФ информационные технологии, в том числе электронное декларирование, предварительное информирование, ориентированы в основном на участника ВЭД, и касаются ТЛТ (таможенно-логистических терминалов) несколько опосредованно. Вместе с тем, существуют некоторые точки соприкосновения, в том числе при взаимодействии всех субъектов в ходе таможенного контроля.
Со своей стороны мы как «правильные» бизнесмены, должны удовлетворить все потребности участников ВЭД, создать для них оптимальную среду непосредственно на таможенно-логистическом терминале. Мы делаем ставку на то, что у нас есть хорошая материально-техническая база, определенные способы обмена информацией, у нас есть сильная Информационно-техническая служба и отдел внедрения информационных технологий. Есть пример, опыт, и, можно сказать, самое важное - есть технология, которая уже эксплуатируется, например, компаниями «Белла Восток», «UPS» и многими другими крупными компаниями.
Если ваша компания небольшая, мы можем организовать и для вас специальную технологию взаимодействия, которая больше подходит вашему бизнесу. Технология становится услугой, способ ее приложения – тоже услуга. Если говорить о еще более мелких компаниях, то им нужно помочь осуществить ввод и формирование пакета электронных документов, надо продвигать и настраивать на сегодняшний уровень работы. И даже тем аутсайдерам, которые вовремя не вскочат в уходящий поезд, дадим последний шанс освоить этот рынок с применением технологии ЭД-2 (Электронного декларирования).
Наша задача - сфокусировать часть этих технологий, чтобы у нас создавались новые виды услуг, которые позволяют развиваться участникам ВЭД. А для нас это расширенное производство и повышение эффективности труда. Мы как бизнес-организация заинтересованы в этом.
В результате всего этого, мы уведомляем ФТС России, ЦТУ о нашем видении процесса, каким образом было бы удобней и эффективней взаимодействовать. Одним из перспективных направлений является предоставление отчетности СВХ в электронной форме. Мы вышли с предложениями, и наш информационный отдел прорабатывает способ взаимодействия СВХ, ТЛТ в рамках отдельной процедуры взаимодействия.
Итак, подводя итог данного принципа работы, хочется в очередной раз отметить, что процедура предварительного информирования заметно упрощает таможенное оформление и таможенный контроль не только таможенникам, но и участникам внешнеэкономической деятельности, так как позволяет осуществлять предварительную проверку поставки, что, в конечном счете, безусловно, способствует сокращению времени простоя транспортного средства и, как следствие, увеличению работоспособности пункта пропуска, сокращая при этом очереди и на сопредельной стороне.
При этом предварительное информирование позволяет для всех участников сделать процесс оформления более прозрачным.
Загрузок сегодня: 0 / Всего: 0 / Размер: Kb |