ООО "Интелсервис-М" является авторизированным партнером UROVO.
Оптимизация работы в морских портах на Дальневосточной таможне
05-07-2014
Оптимизация работы в морских портах на Дальневосточной таможне
Активное внедрение современных информационных технологий в практической деятельности таможенных органов в морских и речных портах проводит Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ). В регионе Владивостокской и Находкинской таможен, которые администрируют крупнейшие морские порты Дальнего Востока (Владивосток и Восточный), проводится эксперимент, целью которого является оптимизация совершения таможенных операций и сокращение сроков нахождения товаров в морских портах, а также совершенствование технологии осуществления таможенных операций и повышение эффективности проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 739-р устанавливает контрольный показатель «Срок нахождения товара в морском порту, за исключением хранения», призванный оценить эффективность реализации плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. На 2014 год данный показатель составляет 8 суток, на 2015 год - 6 суток.
Период нахождения контейнеров в портах Восточный и Владивосток за 2014 год с момента прибытия и до окончания государственного контроля составляет в среднем 6 - 7 дней. Значительный срок хранения грузов в портах в 2014 году приходится на время после завершения проведения государственного контроля. Так, более 40% времени нахождения товаров в порту составляет время от окончания государственного контроля до вывоза из порта (более 4 дней от общего срока). Нахождение товаров на территориях портов после их таможенного выпуска зависит не от действий/бездействия таможенных органов, а от решений владельцев товаров или заинтересованных лиц. Это связано с накоплением контейнеров в порту с целью формирования поездов, направляемых на одну станцию назначения, а также с пониженными ставками на хранение товаров в порту после их выпуска в свободное обращение. Вместе с тем, общей тенденцией для морских портов Дальнего Востока являются низкие показатели загруженности морских портов.
За период проведения эксперимента среднее время выпуска товаров значительно сократилось. По оценкам ДВТУ сокращение данного показателя, в значительной степени, вызвано поддержкой бизнес - сообществом инициированной таможенными органами работой по улучшению взаимодействия всех субъектов, осуществляющих деятельность в морских портах.
Еще одним важнейшим направлением по оптимизации сроков нахождения товаров в портах в рамках проводимого эксперимента в 2014 году является развитие технологии предварительного декларирования товаров, которая позволяет выгружать уже задекларированный товар. Данная технология предусматривает уход от этапа временного хранения товаров и позволяет «выпускать» значительную часть товарных партий без помещения на склад временного хранения (при условии, что товары не подлежат фактическому контролю, то есть, не признаны рисковыми).
Введение электронного документооборота с применением предварительного информирования на морском транспорте, является еще одним направлением по оптимизации сроков нахождения в порту. С января этого года на таможенных постах Морской порт Владивосток Владивостокской таможни и Морской порт Восточный Находкинской таможни проводится тестирование разработанного ФТС России прототипа портала «Морской порт», обеспечивающего взаимодействие всех участников технологического процесса обработки (перевалки) грузов в порту путем создания единого информационного поля, в которое заинтересованным лицом однократно вносится информация в отношении прибывающего судна и перемещаемых им товаров.
ДВТУ считает разработку Единого технологического процесса (ЕТП) значимым достижением при реализации эксперимента, который отражает операции, осуществляемые всеми организациями, предприятиями и таможенными постами при обработке контейнеров в морских портах. ЕТП является, по сути, внешней технологической картой взаимодействия. Положительным итогом создания и применения ЕТП явилось повышение прозрачности деятельности всех субъектов взаимодействия, отказ от излишних и избыточных процедур и, в последствии, существенное упрощение процессов обработки контейнеров.
В итоге, можно сказать, что произошла существенная оптимизация деятельности, как таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности. Для таможенных органов оптимизация связана, прежде всего, с возможностью обработки информации автоматизировано, за счет того, что информация передается в электронном виде, сокращается время, затрачиваемое таможенниками на принятие решения.