ООО "Интелсервис-М" является авторизированным партнером UROVO.
О выездном заседании коллегии Федеральной таможенной службы России
05-06-2015
О выездном заседании коллегии Федеральной таможенной службы России
В городе Новосибирске 29 мая 2015 года состоялось выездное заседание коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС) России во главе со статс-секретарем – заместителем руководителя ФТС РФ Татьяной Голендеевой. Помимо постоянных членов коллегии в заседании принял участие также и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин.
В ходе данного заседания был рассмотрен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), пути совершенствования технологий реализации таможенных операций и таможенного контроля, а также вопросы законности решений, принимаемых органами таможни и их должностными лицами в процессе таможенного функционирования.
Коллегией ФТС Росси были определены такие главные задачи разработки проекта ТК ЕАЭС, как: дальнейшее улучшение администрирования таможни, ликвидация ограничений для развития внешней торговли, баланс между государственными и бизнес-интересами.
Проект ТК ЕАЭС содержит ряд новых подходов к развитию управления таможней. Наиболее важные из них – возможность подачи таможенной декларации без представления органу таможни документов, на основании которых она заполнена, в виду возможности получить таковые документы из информсистем государственных органов, их выдавших, и сокращение времени принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации таможенной декларации с двух часов до одного часа.
Кроме того, в проекте предусмотрено сокращение сроков выпуска товаров до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, в том случае, если по итогам проверки таможенной декларации по системе управления рисками (СУР), осуществление таможенного контроля в виде проверки таможенных (или иных) документов и сведений не рекомендуется.
Вместе с тем предполагается автоматическое осуществление информсистемами органов таможни операций по регистрации таможенной декларации и выпуску товаров. И в этом случае срок выпуска товаров составит не более 20 минут с момента регистрации декларации на товары (при условии, что для этих товаров в автоматизированном режиме не выявлено признаков риска).
На данный момент Федеральная таможенная служба России приступила к реализации на 97-ми таможенных постах пилотного проекта по введению технологий автоматической регистрации таможенных деклараций в электронном виде и автоматического выпуска экспортных товаров, не облагаемых ввозной таможенной пошлинной.
Проект ТК ЕАЭС включает в себя положения об использовании органами таможни СУР во время осуществления таможенного контроля до и после выпуска товаров, где предусмотрено категорирование по группам риска лиц, осуществляющих таможенные операции, с целью дифференциации мер по снижению этих рисков, а также согласовывает порядок проведения таможенных проверок и других видов таможенного контроля после выпуска товаров.
С целью предотвращения уклонения проверяемых лиц от таможенного контроля после выпуска товаров проектом ТК ЕАЭС дополнены перечни прав и обязанностей как должностных лиц органов таможни, так и проверяемых в ходе таможенной проверки лиц.
Оптимизирован подход к упорядочиванию положений об использовании запретов и ограничений.
Значительные перемены произведены и в отношении института уполномоченного экономического оператора (УЭО). Здесь были приведены к стандартам условия включения в реестр УЭО, увеличен список лиц, претендующих на звание УЭО, внедрены три типа свидетельств о включении в реестр УЭО. Помимо этого, предполагается применение новый спецупрощений на всей территории Евразийского экономического союза согласно с типом свидетельства о включении в реестр УЭО.
Результаты работы планов мероприятий (т.н. «дорожных карт») национальной предпринимательской инициативы «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» также нашли свое отражение в ряде норм проекта ТК ЕАЭС. Например, планируется создание института экспортного таможенного представителя, внедрение информирования о стоимости услуг таможенных представителей с целью уменьшения затрат бизнеса на оплату таких услуг.
По инициативе ФТС России в проект ТК ЕАЭС внесена норма, позволяющая декларировать экспортируемые в международных почтовых отправлениях товары с использованием документов, применяемых согласно актам Всемирного почтового союза.
Таможенный кодекс ЕАЭС призван существенно уменьшить количество документов, нужных для осуществления таможенных операций при пересечении товарами и транспортными средствами российского участка границы Таможенного союза, и сократить сроки проведения таможенных операций и таможенного контроля.
Основной инструмент создания эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) согласно проекту ТК ЕАЭС – механизм «единого окна», который подразумевает такой механизм взаимодействия между регулирующими госорганами и участниками ВЭД, который позволит участникам ВЭД представлять документы в органы госконтроля единожды.
Дальнейшее совершенствование таможенного управления невозможно без эффективной работы системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). На данный момент при содействии ФТС России обеспечен переход к использованию СМЭВ с целью обмена информацией о выданных лицензиях и иных разрешительных документах и осуществления таможенных операций в электронном формате. Разработано 47 технологических карт межведомственного взаимодействия.
Учитывая вышеизложенное, Федеральной таможенной системе РФ необходимо провести ряд масштабных мероприятий по улучшению технологий осуществления таможенных операций и таможенного контроля, предусмотренных в проекте ТК ЕАЭС и «дорожных картах» «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».
Что касается вопроса соблюдения законности решений, принимаемых российскими органами таможни и их должностными лицами в процессе таможенного функционирования, коллегией ФТС России было отмечено развитие государственной политики в направлении снятия нецелесообразных админограничений и упрощения админпроцедур для физических и юридических лиц. В этой связи коллегией ФТС России было признано необходимым рассмотреть вопрос о возможности упрощения процедуры обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, регулируемой главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Также следует обратить внимание на инструменты ведомственного контроля, используемые касательно вопросов законности принимаемых решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Так, при отборе органами таможни объектов для осуществления их ведомственного контроля важно использовать данные из информсистем, что позволит должностным лицам органов таможни выполнять работу оперативно и систематизировано и создаст все предпосылки для перехода таможенного функционирования в области ведомственного контроля на качественно новый уровень.
Учитывая сделанный в таможенном контроле упор на этапе после выпуска товаров, следует уделить особое внимание вопросам разработки порядка осуществления ведомственного контроля решений, принимаемых органами таможни на этом этапе контроля.
Оптимизация деятельности органов таможни в вышеописанных направлениях повысит уровень законности принимаемых ими решений и совершаемых ими действий в области таможенного дела.
По результатам заседания коллегия Федеральной таможенной службы России были намечены конкретные шаги по решению оговоренных вопросов.