ООО "Интелсервис-М" является авторизированным партнером UROVO.
Ко Дню Великой Победы
28-04-2015
Ко Дню Великой Победы
Ко Дню Великой Победы на территории штаб-квартиры ФТС России в Филях Сотрудники центрального музея таможенной службы подготовили и открыли выставку «Военные будни таможни 1941-1945», посвященную воинскому подвигу и труду таможенников - участников войны и тружеников тыла, передавших современникам эстафету жизни и труда во благо Отечества.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов основные функции, задачи, направления и формы деятельности советских таможенных органов определялись таможенной политикой СССР, которая, с одной стороны, руководствовалась задачами внешней торговли в условиях борьбы с фашистской Германией и ее союзниками, а с другой, настоятельной потребностью развития внутреннего производства в целях сохранения и укрепления экономики государства.
В первые же дни выставки посетителями стали ветераны, сотрудники структурных подразделений ФТС России и студенты Российской таможенной академии.
В основу выставки положены документы и экспонаты отдела организации музейно-выставочной работы ФТС России, материалы из архива Минэкономразвития России, преемника Наркомата внешней торговли СССР, а также личные вещи ветеранов. Экспозиция так же затрагивает малоизвестные исторические факты и освещает роль таможен СССР, о чем свидетельствуют уникальные документы эпохи.
Безусловно, по таможенной системе Советского Союза война нанесла тяжелый удар. Воевать в рядах Красной Армии, ополчения и партизанского движения ушло 9/10 личного состава таможен. В 37 таможнях и таможенных постах на 1 сентября 1941 года осталось 318 человек (по штату 550).
Интересным для посетителей выставки оказался приказ ГТУ НКВТ СССР от 23 июня 1941 года № 53 об отчислении из состава Московской таможни сотрудников в связи с призывом в РККА, а также трудовая книжка шофера Московской таможни Н.Г. Зумвилова с записью об увольнении из личного состава таможни в связи с призывом в Красную Армию 23 июня 1941 года.
В военное время после введения в действие на территории СССР с 7 ноября 1941 года закона о ленд-лизе развернулась работа по отправке и доставке вооружения, техники, машин и оборудования, продовольствия и других грузов. Основными направлениями работы таможенных учреждений стал контроль над пропуском грузов из Англии, Канады, США и других союзных и нейтральных стран, а также по линии Международного Красного Креста.
Обо всех грузах, поступавших в благотворительных целях в адрес иных организаций, сообщалось по телеграфу в ГТУ с указанием отправителя и получателя, наименования груза, количества и веса. Выпуск благотворительных грузов проводился с разрешения ГТУ, на документах ставился штамп или надпись «Благотворительный груз». Документы на пропущенные благотворительные грузы представлялись в Статистический отдел ГТУ.
Выгрузка ленд-лизовских товаров производилась в портах под контролем сотрудников таможни: одного - на судне, второго на причале. Как правило, ввиду отсутствия достаточного количества такелажной силы, таможенники почти всегда участвовали сами в разгрузке товаров.
Поставки в СССР по ленд-лизу производились по четырем главным маршрутам: Северному (через Северную Атлантику на Архангельск, Молотовск, Мурманск), Тихоокеанскому - Дальневосточному (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Находка, Хабаровск), Иранскому - южному (из Ирака и Ирана в Азербайджанскую и Туркменскую ССР) и северо-восточному - по воздушной трассе через Аляску и Восточную Сибирь («Алсиб»).
Мурманская таможня в течение всей войны работала на передовых позициях, так как понятие тыла и фронта в условиях Мурманской области из-за постоянных бомбардировок противника и близости ведения военных действий было условным. При этом, таможня сумела развить инфраструктуру, открыть таможенные посты в Полярном, Ваенге (Североморске), Грязной губе (Сафоново), Беломорске, таможню в Печенге (Петсамо), оформить почти 2 млн тонн грузов.
Деятельность дальневосточных таможен в 1941-1945 годах – особая страница в истории таможенной службы. Когда ушло на фронт почти 80% личного состава дальневосточных таможен, мужчин заменили женщины на должностях контролеров транзитно-грузовой группы. Женщины выполняли обязанности наравне с мужчинами: несли круглосуточные дежурства в порту, командировались в северные таможенные посты для обеспечения контроля над транзитными грузами.
Для расширения таможенного оформления ленд-лизовских поставок на Дальнем Востоке летом 1942 года были открыты таможенные посты в Магадане, бухте Провидения, Амбарчике, Тикси, Певеке, Николаевске–на–Амуре, а также таможенные посты, контролирующие доставку грузов в северо-восточный сектор Арктики (о. Диксон), в портах на Енисее – Игарка и Дудинка
Между портами США и Владивосток в одиночном безконвойном плавании курсировало около 300 советских морских судов. Основную долю импорта составляли: военная техника, медикаменты, паровозы, промышленное оборудование, продовольствие, жидкое топливо, металл, электростанции, зерно, автомашины, покрытие для взлетно-посадочных полос. Кроме того, через Тихий океан шел поток встречных поставок из СССР: марганец, цветные и редкоземельные металлы, сырье для военной промышленности союзников. В перевозке грузов через Тихий океан были задействованы в основном советские суда, перешедшие под управление Государственного дальневосточного морского пароходства. Это обеспечивало строжайшую засекреченность маршрутов.
Из 17,5 млн. тонн грузов 47,1% прошло через дальневосточные порты
Для обеспечения таможенного досмотра при перегоне самолетов через Аляску в Сибирь 3 марта 1943 года были учреждены таможенные посты центрального подчинения ГТУ в пунктах Уэлькаль и Сеймчан (Хабаровский край). Для завоза авиабензина и авиационного масла для самолетов ленд-лиза были образованы таможенные посты в Нагаево (Магадан) и в Анадыре. Всего за время войны от союзников по трассе Аляска – Сибирь для фронта осуществили перегон 8 094 самолета
Значительный поток грузов ленд-лиза шел в СССР по южному направлению через Персидский залив в Закавказье и на Каспий: самолеты, танки, автомобили, взрывчатые вещества, порох, авиационный бензин. Основным предприятием для организации всех транспортных операций стало Советское транспортное управление (СТУ). В его составе насчитывалось 1500 человек. 19 декабря 1941 года были изданы приказы ГТУ НКВТ №№ 219, 220 в соответствии с которыми были открыты таможенные посты на советско-иранской границе в городах Красноводске, Серахсе, Баят-Ходжи, а в г.Ашхабаде организовано отделение Главного таможенного управления. 13 апреля 1942 года в городах Ашхабад и Мары были организованы таможенные посты для обслуживания самолетов (досмотр и оформление самолетов, грузов и пассажиров), курсирующих через эти пункты между СССР и Ираном. 3 октября 1942 года в Ашхабадском отделении ГТУ был организован таможенный пост в г. Кызыл-Арват для досмотра и оформления боевых и транспортных самолетов с пассажирами и грузами. Через Кызыл-Арват пролегала воздушная трасса между СССР и Ираном.
29 января 1942 года, после подписания договора о союзе между СССР, Великобританией и Ираном, англичане доставили из Индии для Трансиранской железной дороги более тысячи вагонов и ста паровозов.
Союзные транспорты, в основном американские, доставляли грузы в порты Персидского залива (Абадан, Бендер-Шахпур, Хоррем-Шехр – в Иране и Басра – в Ираке) из США, затем их перевозили по трансиранской железной дороге или автотранспортом в каспийские порты Ирана (Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах). Основной объем импортных грузов по Каспийскому морю перевозили суда сухогрузного пароходства «Каспфлот» и Каспийской военной флотилии.
В сентябре 1944 года, в соответствии с соглашениями с Румынией и Финляндией в СССР начались репарационные поставки. С 20 января 1945 года стали поступать репарации из Венгрии, после 7 мая 1945 года - из Германии. Перевозка, проверка и таможенное оформление этих грузов регулировались приказами ГТУ НКВТ СССР «О порядке перевозки репарационных грузов» от 9 марта 1945 года № 6/93/оп, «Об утверждении Инструкции о порядке пропуска трофейных грузов» от 3 августа 1945 года № 7/оп, циркуляром ГТУ НКВТ «О пропуске импортных грузов» № 9 от 16 июля 1945 года.
Особая нагрузка выпала на таможенников в последние годы войны в связи с усилением миграционных потоков, возвращением репатриированных и граждан, освобожденных из плена, пропуском трофейных грузов. В этот период таможенники, кроме контроля за ввозом внешнеторговых грузов, боролись с незаконным провозом предметов контрабанды, валюты. При пропуске через границу имущества граждан, освобожденных из немецкого плена советскими войсками, военнослужащих и воинских эшелонов ГТУ руководствовалось приказом и Инструкцией «О порядке пропуска через границу имущества граждан СССР и союзных стран, освобожденных из немецкого плена Красной Армией» от 1 апреля 1945 года № 2/оп и телеграммами НКВТ СССР № 3547-Н от 26 июня 1945 года «Об освобождении от таможенного досмотра при переезде границы военнослужащих, уволенных из Красной Армии» , № 2311 от 1 июля 1945 года «О пропуске без задержки и досмотра воинских эшелонов, следующих через границу». Согласно телеграмме ГТУ НКВТ СССР № 2665 от 21 июля 1945 года репатриируемые советские граждане при переезде государственной границы пропускались без таможенного досмотра. Были установлены нормы ввоза и вывоза вещей пассажиров через границу в каждую поездку в пределах личной потребности.
12 сентября 1945 года вышел приказ НКВТ СССР, в котором было отмечено, что «Правительство и лично товарищ Сталин высоко оценили труд работников Наркомвнешторга в дни Отечественной войны
Таможенники награждались медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» за проявленное мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны при приеме груза с иностранных судов и его охране, за помощь в быстрейшем продвижении фронта на Запад.
Все эти факты лишь малая часть того, что можно узнать на выставке.
Низкий поклон ветеранам - участникам войны, отстоявшим честь и независимость нашей Родины! Мы помним! мы гордимся!
С праздником Великой Победы!